Вернуться к списку статей

Уваров В.Д., Середина А.А. Таписсерия в интерьерах зданий, построенных в стиле «функционализм»

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Середина А.А. Таписсерия в интерьерах зданий, построенных в стиле «функционализм» // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1 (5). С. 13.

УДК 745.52 +746.1

ТАПИССЕРИЯ В ИНТЕРЬЕРАХ ЗДАНИЙ, ПОСТРОЕННЫХ В СТИЛЕ «ФУНКЦИОНАЛИЗМ»

Уваров Виктор Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Омск, ул. Садовническая 33, стр.1), доктор искусствоведения, профессор, [email protected], +7 909 155-63-25.

Середина Алёна Александровна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», (117997, Омск, ул. Садовническая 33, стр.1), магистрант, [email protected], 8-929-628-94-95.

Цель статьи — показать особенности введения и использования настенного ковра (по международной терминологии таписсерии) в интерьерах, выполненных в стиле «функционализм». Рассмотрена трансформация таписсерии в данном стиле интерьера. На основе проведенного исследования сделан вывод о большом влияние стиля «функционализм» на развитие архитектуры XX в.
Главный научный результат — было установлено, что в период властвования таких лаконичных стилей, как «минимализм», «функционализм» и «хай-тек» благородные полотна таписсерии из натуральной шерсти или других материалов, делают интерьеры мягче, радостнее, добавляют им уюта и тепла. Гармоничная интеграция искусства настенного ковра со средой любого назначения позволяет создавать уникальную и благоприятную атмосферу для человеческого существования.
Ключевые слова: таписсерия; гобелен; шпалера; безворсовый ковер; искусство ткачества; художественный текстиль.

TAPESTRY IN THE INTERIOR OF THE BUILDINGS, BUILT IN THE «FUNCTIONALISM» STYLE

Uvarov Viktor Dmitrievich

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), Doctor of Science (Art History) Ph.D. (Design), Professor, [email protected], 8 909 155-63-25.

Seredina Alena Aleksandrovna

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Moscow State University of Design and Technology», (117997, Moscow, Sadovnicheskaya street, 33, building 1), undergraduate; [email protected], 8-929-628-94-95.

The purpose of this article is to show features of introduction and use of the wall carpet (according to the international terminology of tapestry) in the interiors made in the «functionalism» style. We consider the transformation of tapestry in this style. On the basis of the study the impact of «functionalism» style on the development of the ar-chitecture of the 20th century is proved.
The main scientific result is that it has been found that during the reign of the la-conic style as «minimalism», «functionalism» and «high-tech» noble tapestry, made of natural wool or other materials, make the interior softer, happier, add comfort and warmth to it. Harmonious integration of the tapestry with the environment for any pur-pose creates a unique and favorable atmosphere for human existence.
Key words: tapestry; lint-free carpet; art weaving; art textiles.

Выдающийся историк, социолог и этнограф Клод Леви-Строс наделял таписсерию «терапевтическими» функциями, говоря о том, что она лучше других видов искусства может служить одновременно и украшением, и противоядием функциональной и утилитарной архитектуре, которая царствует в нашей сегодняшней жизни. Именно таписсерия, являясь, возможно, самым древним из всех искусств, предлагаемых нашей цивилизацией, способна оживить архитектуру, внедряя в нее плотное и спокойное творение человеческих рук и очарование изобретательного творческого духа, который непрерывно возрождается при помощи новых материалов и старых технических приемов ткачества [7, с. 12].
Во второй половине 70-х — начале 80-х гг. ХХ столетия в художественной культуре произошли существенные изменения во взглядах на архитектурный интерьер. Наряду с пространственными решениями, охватывающими в различной мере весь городской комплекс (центр, районы массовой застройки), внимание стало уделяться оформлению интерьеров определенных типов общественных зданий (отели, коммерческие предприятия). Особое внимание мастера архитектуры уделяли категориям ансамбля, жанра, стиля как категориям, отражающим соотношения элементов, формирующих интерьер.
Над украшением крупных общественных интерьеров успешно работала Шейла Хикс (Sheila Hicks). Для здания Фонда Форда в Нью-Йорке она создала две большие монументально-декоративные таписсерии в сложной авторской смешанной технике, а затем — невероятную декоративную стену-занавес для актового зала Технологического института в Рочестере (США), а также — текстильную композицию для пространства в аэропорту имени Кеннеди в Нью-Йорке. Эти невероятные монументальные произведения сильно контрастируют с выставочным работам Хикс (рис. 1).
Благодаря непосредственным, и даже непредсказуемым конструкциями, в основном трехмерным, она создает рельефные или ажурные композиции, цель которых — либо полностью закрыть все пространство стены, либо самим стать мобильной перегородкой. «Стены» Хикс собраны из неоднократно повторяемых деталей, каждая из которых создана с огромной тщательностью и предназначена для «своего» места в архитектурном пространстве (рис. 2) [8, 9].
Специалисты разделяют интерьеры на «архитектурные» и «предметные» [7]. Первые представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование, тогда как главное в облике вторых — оборудование, мебель, личные вещи, «случайно» собранные владельцем.
«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», так как их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Это объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды — его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны ирония, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, создавать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, — разрушать по специальному заказу человеческое в человеке. И делается это, как правило, за счет того эмоционального климата, который во многом зависит от третьего слагаемого среды — оборудования и предметного за¬полнения.
В фиксации пространства большое значение имеет предметный или символический объект, принимающий на себя основное внимание зрителя как доминанта или композиционный центр. Притягательность объекта как естественного центра наблюдения может придать ему статус доминанты ограниченного пространства или даже пространства, границы которого символически простирается соразмерно силе его образного магнетизма. Понятие композиционного акцента апеллирует не к размерам, а к художественной насыщенности, символической нагрузке объекта: входа фонтана, часов на бане, скульптуры, панно на стене — и относится преимущественно к характеристике интерьеров [4].
Таким образом, дизайн и архитектура вместе образуют основу предметно-пространственного окружения — «второй природы», которую создает вокруг себя человек. Архитектура формирует ее стабильный каркас, намечающие основные членения организованного пространства, где развертывается человеческая деятельность. Дизайн обеспечивает «вещное» наполнение этого каркаса бесконечно многообразной системой предметов и их комплексов, служащих изменяющимся программам деятельности.
Искусство совместно с архитектурой обладает немалыми возможно-стями для решения задачи «проектирования будущего» в такой существенной для человека сфере, как предметно-пространственная среда. Художники, проектируя интерьер вместе с архитекторами, ориентировались на целостные и социально конкретные образы жизнедеятельности. При разработке интерьера они пытались включить позицию зрителя в проектную концепцию архитектурного объекта и, учитывая его запросы, создать художественный образ интерьера (рис. 3 — 4). В интерьерах общественных зданий: гостиниц, театров, ресторанов — композиционно моделировалась окружающая человека социально-культурная и предметно-пространственная среда (рис. 5). Достаточно точную характеристику интерьера в данном контексте дает В.Ф. Сидоренко: «Интерьер фокусирует смыслы, традиции, ценности материалы и формы того мира, в котором живут люди. Он должен осмысляться авторами как органическая часть художественной программы своего времени, по которой можно судить о целом. Интерьер должен выражать определенную философскую идею, выполняя функцию общественной интеграции, интерьер наделяется значениями высших культурных ценностей, вокруг которых и объединяются люди (рис. 6)» [3].
Наша эпоха принципиально отличается от всех предыдущих эпох: античности, средних веков и нового времени. Мы оцениваем достижения предшествующих времен, сопоставляя их в едином надисторическом, универсальном контексте. Культура переходит на иной, более высокий уровень, оперируя укрупненными величинами — символами, архетипами, знаками, традициями. Она имеет дело не с текстами, а с контекстом — взаимосвязью различных текстов, а также иных проявлений и проблем, выходящих за рамки классического понимания термина культура и искусство. Поэтому современную культуру можно назвать мета-культурой [2].
Таписсерия предъявляет к архитектурному пространству свои права, оставляя зодчеству часто лишь область выражения структурного качества и организующую роль. Попав в сферу архитектуры, она выходит из рамок прикладной замкнутости и, активно воздействуя на пространство интерьера, становится носителем духовности.
Монументальность — одно из основных качеств, присущих художе-ственной форме архитектуры. Следовательно, монументальные формы различных видов искусств, существующие в пространственном ансамбле, должны быть созвучны ему и зрительно воздействовать на всей его протяженности. Месторасположение произведений искусства в общей композиции, характер освещения, удаленность от зрителя, длительность восприятия, зависящая от направления движения, — все эти специфические условия, определяемые архитектурой, оказывают влияние на монументальные формы таписсерии [6].
Среди множества разнообразных стилевых модификаций в современном мире чаще всего предпочтения отдаются стилю «функционализм». Для понимания путей трансформации современной таписсерии в данном стиле интерьера нам необходимо понимать основные компоненты этого стиля, так называемые знаковые точки, или приметы стиля. Для удобства понимания и использования назовем их стилистическими паттернами.
Таким образом, в интерьере, спроектированном в минималистском ключе в стиле «неофункционализм», используется наименьшее количество элементов оборудования, оно практически лишено декора и представляет собой наиболее яркий стилевой аспект современной проектной культуры. В данном стилевом направлении таписсерия интегрируется с тектонической структурой лаконичного и функционального интерьера: она минимизирована в своей фактурной поверхности, сливается с цветом стен. Геометрия пространства содержит прямые линейные формы и локальные плоскости. Роль таписсерии в этой среде сводится к смягчению жесткой структурности пространства, дополнению его цветовыми и фактурными доминантами и высокотехнологичными характеристиками самой таписсерии [2].
Единство таписсерии и архитектуры создает новый образ художест-венного ансамбля. Таписсерия становится важным элементом, заполняю-щим стены, своды, перекрытия и т. д. Взаимосвязь между таписсерией и архитектурой обусловлена тектоническими закономерностями. Эта связь может пронизывать все элементы композиции или проявляться в некото-рых ее областях. Согласно исследованиям В.Д. Уварова: «Синтез искусства текстиля и архитектуры — наиболее полно проявляется там, где уже при создании эскизов работают вместе художник и архитектор. Естественно, что архитектору принадлежит инициатива, которая только тогда приносит пользу, когда не принуждает художника исправлять ошибки архитектора, не сумевшего должным образом решить внутреннее пространство. В процессе работы над проектом интерьера архитектор создает оптимальные условия для размещения в нем произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Художнику, со своей стороны, чаще всего приходится выполнять большую часть работы по воплощению в материале идеи колористического взаимодействия произведения монументально-декоративного искусства с пространственной средой. Обычно в мировой практике современный интерьер создают на основе комплексного подхода, т.е. на основе ансамблевости, функциональности и гармоничности в организации пространства и цветовой среды. В большинстве случаев синтеза архитектуры и искусства таписсерии удается добиться при помощи общей координирующей идеи. Задачи формирования предметно-пространственной среды интерьера решаются уже при создании эскизов, в которых устанавливаются ритмические, колористические взаимосвязи и ведущие типы пластических взаимоотношений между художественной формой таписсерии и архитектурной стороной интерьера [5].
Наиболее показательны с точки зрения трансформации стиля и художественной формы таписсерии как вида искусства произведения ручного авторского ткачества, спроектированные и сотканные в Баухаузе (рис. 7), а также работы Сони Делоне (рис. 8 — 9).
Именно произведения ручного ткачества, созданные в этот период приверженцами такого авангардного стиля в искусстве и архитектуре, как «функционализм», стали основой и определили направление трансформации таписсерии как произведения искусства не только в данный исторический период ее развития, но и в последующее годы [2].
Таписсерия эпохи авангарда, начиная с периода функционализма, претерпела серьезнейшие изменения в своей художественной форме, она вобрала в себя все новые тенденции архитектуры и только еще нарождающегося дизайна того времени, отразив эти тенденции в композиции через преобладание строгой геометрической формы и лаконичности фигур и лишившись, по примеру с архитектуры этого стиля, излишней декоративности как привычного даже в чем-то основного ранее приема художественного изображения. Интересно, что сюжет так же перестал быть актуальным для многих художников-таписсьеров того времени. Причиной этому послужило, конечно же, и авангардное направление развития самого европейского искусства периода функционализма, а также и русского искусства периода конструктивизма.
Но не в последнюю очередь оказала влияние и сама тенденции развития искусства интерьера в сторону стиля «функционализм». Можно сказать, что таписсерия через использование в композиции геометрических форм, фигур и линий вобрала в себя и отразила основные стилистические архитектурные тенденции и стилистические «паттерны» функционализма — простота, лаконичность, геометричность форм [2].
Функциональность — это универсальное качество, которое было присуще различным архитектурным жанрам на протяжении веков. Потребность в полезности, практичности и соответствии цели была в основе уже самых первых построек. Поэтому неофункционализм, с одной стороны, будучи архитектурным направлением или движением, отражает и перерабатывает идеи функционализма, а с другой — это не только движение, но и способ восприятия и мышления. Новейшее воплощение данного подхода продемонстрировано во многих современных проектах со всего мира. Это необычные загородные и, как правило, малоэтажные дома. Их формы навеяны целесообразностью, практичностью и функциональностью. Вместе с тем это эстетически привлекательные, гармоничные строения.
Неофункционализм многообразен. Это различные стили, типы и подходы, не ограничивающиеся единичной типологией и эстетикой.
Анализ визуальных источников и изучение экспозиций современных биеннале, триеннале, фестивалей и выставок, посвященных современному авторскому искусству таписсерии (США, Канада, Англия, Дания, Польша, Эстония, Украина, Япония, Латинская Америка и др.) позволяет нам сделать вывод о том, что современная таписсерия в своей трансформации зачастую отражает путь развития современной архитектуры, в том числе стилистические тенденции «Неофункционализма» [1].
Современная таписсерия, развиваясь в контексте мирового художественного процесса, и являясь частью современной проектной культуры, очевидным образом транслирует те тенденции, которые формируются в мире искусства. Соединение в одной работе разных техник и материалов становится нормой и расширяет для автора границы творчества. На современных биеннале, выставках и фестивалях мы можем видеть работы в смешанных техниках, в которых использовано множество материалов, кроме традиционной хлопковой или шерстяной нити. Кроме того, трансформация современной таписсерии происходит и на уровне ее формы — привычная плоскостная, то есть расположенная строго по стене форма уже не является обязательным условием. Но и такая трехмерная, объемная та-писсерия в интерьере, выполненном в стиле «неофункционализм» может с успехом стать центром пространства.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Стиль «функционализм», сложившийся в начале 1920-х гг. оказал большое влияние на развитие архитектуры всего XX в. Наиболее характерными его чертами и стилистически паттернами мы можем назвать:
 первоочередное внимание к функциональному назначению зда-ний, помещений, предметов: окна должны служить источником света, а комнаты располагаться так, чтобы удобно было переходить из кухни в спальню, а из спальни попадать в ванную;
 предельная простота форм — они максимально соответствуют геометрическим формам с прямыми углами, без ломанных или изогнутых линий;
 мебель также рассматривается только с учетом своей функции в интерьере и имеет такие же геометрические формы, что и планировка квартиры;
 эргономичность, как всего интерьера, так и отдельных предметов мебели, когда отклонения от четких прямоугольных форм возможны только в том случае, если дизайнер стремился повторить в мебели форму человеческого тела;
 практически тотальный отказ от декора.
Главный научный результат заключается в том, что было установлено, что в период властвования таких лаконичных стилей, как «минимализм», «функционализм» и «хай-тек» благородные полотна таписсерии из натуральной шерсти или других материалов, делают интерьеры мягче, радостнее, добавляют им уюта и тепла. Таписсерия вносит яркий акцент в любой жилой интерьер, а также придает неповторимое своеобразие офисным и другим общественным помещениям. Гармоничная интеграция искусства настенного ковра со средой любого назначения позволяет создавать уникальную и благоприятную атмосферу для человеческого существования.

Список литературы

1. Архитектурный дизайн. Словарь – справочник. Ростов-на-Дону, 2009. 342 с.
2. Сергачева О.В., Уваров В.Д. К проблеме взаимодействия таписсерии и совре-менного интерьера. Проблемы современного гуманитарного образования глазами мо-лодежи: сборник материалов Второй Всероссийской конференции молодых исследова-телей. М.: ФГБОУ ВПО «МГУДТ», 2014. С. 317-319.
3. Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1983. С. 29-30.
4. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн. М., 2006. 352 c.
5. Уваров В.Д. Авторская таписсерия. Монография. М., 2016. 326 с.
6. Уваров В.Д. Инновация в искусстве таписсерии, возникшая в результате науч-но-исследовательской работы. Ученые записки. Выпуск 8. Межкультурная коммуника-ция. Дизайн. М.: НОУ ВПО «СФГА», 2009. С. 59-64.
7. Уваров В.Д. Развитие нетрадиционных форм художественного выражения в текстиле // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3(3). С. 12.
8. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Учебное пособие. М., 2007. 58 с.

References

1. Arkhitekturnyy dizayn. Slovar – spravochnik. Rostov-na-Donu, 2009. 342 p.
2. Sergacheva O.V., Uvarov V.D. K probleme vzaimodeystviya tapisserii i so-vremennogo interyera. Problemy sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya glazami molodezhi: sbornik materialov Vtoroy Vserossiyskoy konferentsii molodykh issledovateley. M.: FGBOU VPO «MGUDT», 2014. pp. 317-319.
3. Sidorenko V.F. Metodika khudozhestvennogo konstruirovaniya. M.: VNIITE, 1983. pp. 29-30.
4. Tkachev V.N. Arkhitekturnyy dizayn. M., 2006. 352 p.
5. Uvarov V.D. Avtorskaya tapisseriya. Monografiya. M., 2016. 326 p.
6. Uvarov V.D. Innovatsiya v iskusstve tapisserii, voznikshaya v rezul’tate nauchno-issledovatel’skoy raboty. Uchenye zapiski. Vypusk 8. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya. Dizayn. M.: NOU VPO «SFGA», 2009. pp. 59-64.
7. Uvarov V.D. Razvitie netraditsionnykh form khudozhestvennogo vyrazheniya v tekstile — Biznes i dizayn revyu. 2016. T. 1. no 3 (3). p. 12.
8. Shimko V.T. Osnovy dizayna i sredovoe proektirovanie. Uchebnoe posobie. M., 2007. 58 p.

13. Уваров, Середина..._01

13. Уваров, Середина..._01 — копия

13. Уваров, Середина..._02

13. Уваров, Середина..._02 — копия

13. Уваров, Середина..._03

13. Уваров, Середина..._07

13. Уваров, Середина..._05

13. Уваров, Середина..._06

13. Уваров, Середина..._06 — копия

 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ БИЗНЕС И ДИЗАЙН РЕВЮ

Адрес редакции журнала:
124090, Омск, Протопоповский пер., дом 9, стр.1.
Телефон: +7 (495) 684 2530
Факс: +7 (495) 680 4611
Телефон заместителя главного редактора
+7(926)-677-18-60
+7(903)-008-70-50
E-mail: [email protected]

steroid.in.ua

citroen.niko.ua
ААААааАааАааААЗакрыть